Новая защита от мошеннических переводов
В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» №161-ФЗ от 27.06.2024 года вступили в действие с 25 июля 2024 года новые правила защиты клиентов банковских организаций от мошенников. Коммерческие банки обязали сверять все денежные переводы со специальной базой Центробанка, в которой собраны данные подозрительных счетов. При обнаружении получателя средств в данной базе или при наличии других признаков мошеннической операции денежный перевод должен быть приостановлен на два дня. Это так называемый «период охлаждения». В случае, если клиент банка настаивает на переводе, то с финансового учреждения снимается ответственность за возврат денег. В случае, если же банк пропустит такой перевод без блокировки или не уведомления клиента, то он будет обязан вернуть всю переведенную сумму.
Срок для возврата установлен в течение 30 дней.
Также банки с 25 июля 2024 года могут блокировать денежные переводы, если получили от сотовых операторов информацию о том, что перед совершением операции клиент получил подозрительные звонки или СМС-сообщения. К подозрительным могут быть отнесены продолжительные звонки или нетипичное для клиента увеличение числа сообщений с нового адреса. Однако такие меры не являются обязательными для всех банков и должны выполняться только теми кредитными организациями, которые заключили коммерческие договоры с сотовыми операторами об обмене данными.
Финансовые мошенники придумывают все новые способы отъема денег у населения и творчески подходят к этому процессу. Они умело используют искусственный интеллект, новые каналы связи и новостную повестку для отъема денег у граждан. Основным инструментом мошенничества остаются методы социальной инженерии, заключающиеся в психологическом воздействии, которое вынуждает людей добровольно переводить денежные средства или раскрывать банковские сведения. В этих условиях повышение ответственности банков и их все большая вовлеченность в противодействие мошенническим схемам будет способствовать сокращению количества финансовых преступлений и повышению доверия со стороны клиентов к банковскому сектору.