Всё для фронта, всё для Победы!
С первого дня войны по распоряжению Народного Комиссара тяжёлого машиностроения завод «Коммунист» начал перестройку своего производства на выпуск боеприпасов и осуществил её в течение месяца. Депортация поволжских немцев очень сильно ударила по производительности труда на предприятии. Из-за того, что свыше 90% рабочих и служащих немецкой национальности были депортированы, обновлённый коллектив завода сложился из небольшой группы местных рабочих и трудящихся эвакуированных машиностроительных предприятий: дизелестроительный завод имени А. Микояна (город Мелитополь), «Красный Профинтерн» (город Бежицы), Краматорска, турбинных цехов Харькова и Людиново. Буквально за неделю главный инженер завода Ф.Г. Филимонов наладил выпуск 120-тимилиметровых миномётов образца 1938 г., ручных гранат Ф-1, запасных частей к танкам Т-26 и БТ, а филиал завода в городе Энгельсе был переоборудован на выпуск корпусов для 76-тимилиметровых снарядов. Производство быстро перешло на военный лад, широко развернулось социалистическое соревнование. Плакат «Всё для фронта, всё для Победы», висевший возле проходной, стал девизом всех, кто работал на заводе «Коммунист». В 1941-1942 г.г. завод «Коммунист» изготовил для фронта 1071 миномёт и 39731 ручную гранату. Кроме этого предприятие изготавливало дизельные агрегаты для зарядки аккумуляторов подводных лодок – ДСА МЧ 10НР, ДСА МЧ 10,5/13 10НР, ДСА 2МЧ 20НР и ДСА Ч 9,5/13 8НР. Во время войны их было выпущено 193 штуки. Всю войну чётко функционировали механический, инструментальный и дизельный цех. Предприятие испытывало острую нужду в металле, топливе, электроэнергии и рабочей силе. Многое зависело от бесперебойной работы транспорта. Партбюро приняло решение: увеличить число людей, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, количество прицепов. В январе 1942 г. по поводу разгрома немецких войск под Москвой во всех цехах завода состоялись короткие митинги. Рабочие решили усилить свою помощь Красной Армии. До минимума сократился брак, возрос выпуск снарядов. В марте 1942 г. во всех цехах и отделах прошли собрания, на которых заводчане обсудили вопросы организации первомайского социалистического соревнования. Развернулось индивидуальное, межбригадное и межцеховое трудовое соперничество. Ширилось движение многостаночников и «двухсотников» под девизом: «Одну норму за себя, вторую – за товарища, ушедшего на фронт». Среди многостаночников были А.К. Рыбин, И.Г. Великанов, М.И. Абрамов, А.С. Усов и другие. Они работали по 14-16 часов в день. Выходившее из строя оборудование чинили прямо в цехах. Работа шла без остановки. Сменяли друг друга, не прекращая работу станков. Вслед за «двухсотниками» и параллельно с ними появились «трёхсотники» и «пятисотники». Соревнование, организованное коммунистами, и технический поиск, дали свои результаты. Так, в мае 1942 г. завод выпустил продукции в 4 раза больше, чем в апреле. Росла инициатива рабочих, внедрялась прогрессивная технология. Например, ряд деталей со свободной ковки был переведён на штамповку, что дало большую экономию металла, в 6 раз увеличило производительность труда. Рабочие завода приняли вызов Балаковского машиностроительного завода им. Ф.Э. Дзержинского. Это соперничество помогло досрочно выполнить фронтовые заказы, повысить производительность труда. В результате каждый цех завода уже в третьем квартале 1942 г. выполнил производственную программу года на 110,5%. Марксовские рабочие дали фронту в третьем квартале продукции больше, чем в первом полугодии. В 1942 г. завод «Коммунист» вышел в число передовых предприятий НКТМ. 1 сентября 1942 г. бюро райкома ВКП(б) в связи с приближением линии фронта приняло постановление о создании двух истребительных батальонов Марксовского района общей численностью 200 человек из числа коммунистов, комсомольцев и советского актива, способных владеть оружием: один в городе Марксе, второй – при заводе «Коммунист». Командиром заводского истребительного батальона стал М. Зибин, комиссаром – М.П. Тишин, начальником штаба – Д.М. Абугов. Занятия проводились без отрыва от производства по воскресным дням – с 6 часов утра до 12 часов дня, а на заводе – в выходные дни. Осенью 1942 г. вражеская авиация разбомбила нефтеперегонный завод в Саратове, и в результате марксовский завод остался без масла для закалки деталей. Остановился термический цех, а вслед за ним стали останавливаться другие цеха. Днём и ночью, через каждые два часа, прикомандированный к заводу представитель НКВД полковник Васильев вызывал к себе рабочих завода и требовал найти выход из создавшегося положения. На что рабочие только разводили руками: нет масла. Спас положение термист И.А. Аксёнов, который в оставшееся на дне бака масло долил 50 кг нефти. Свободный бензин в нефти выжег болванкой, несколько раз нагревая и опуская её в бак. Выход был найден: пустой бак на 4 тысячи кг залили 4 тоннами нефти, выжгли бензин и начали калить миномётные плиты в нефти. Завод вновь заработал на полную мощность. Вскоре Государственный Комитет Обороны дал заводу новое задание: в течение одного месяца удвоить выпуск миномётов, так как сталинградский завод «Баррикады» был разрушен гитлеровцами. Рабочие срочно сделали водяное охлаждение в баке с нефтью, ежедневно наращивали темп калки. Но однажды нефть после опускания в неё раскалённой плиты температурой 830 оС вспыхнула – начался пожар. Когда нефть попытались тушить водой, то она мгновенно вспенилась, все 4 тонны выплеснулись в цех. Чтобы не случилось взрыва, и цех полностью не разрушился, десятки рабочих стали засыпать песком горящие балки. Через два часа пожар был потушен. Снова началась калка плит, но теперь уже в два раза больше, чем раньше – в закрытом помещении температура доходила до 40оС и более. В конце осени 1942 г. на заводе состоялся митинг, посвящённый постройке миномётной батареи «Коммунист» в подарок защитникам Сталинграда. А в феврале 1943 г. адрес предприятия пришла правительственная телеграмма за подписью И.В. Сталина: «Прошу передать рабочим и служащим Марксовского машиностроительного завода «Коммунист» Наркомтяжмаша мой братский привет и благодарность Красной Армии за их заботу о Красной Армии. Указание Сталинградскому фронту о приёме приобретённой коллективом завода «Коммунист» миномётной батареи дано». Труженники завод «Коммунист» за годы войны перечислили 64500 рублей на строительство танковой колонны. Кроме этого рабочие передали 500 тысяч облигаций госзаймов и 190 тысяч рублей на строительство боевых самолётов. К посевной компании 1943 г. многие трактора СТЗ в Марксовском районе вышли из строя – не было подшипников. Завод «Коммунист» никогда не изготовлял их. Но шарикоподшипники были необходимы колхозам и МТС. Начальнику инструментального цеха Л.А. Деруму удалось наладить их производство. Тракторы снова вышли в поле. Многие заводчане отдали свои жизни за освобождение Родины от гитлеровцев на фронтах Великой Отечественной войны: выбивальщик Беляков Л.Л., земледел Ноздрачёв И.С., кочегар Федоренко М.К., кузнец Мотылёв Г.В., мастера Паршиков Ф.А., Пузиков П.И., модельщик Санжаков В.И., обрубщик Богданов П.Д., прессовщик Гаев П.П., разнорабочие Башкатов И.Ф., Ерошкин С.Ф., Зубарев А.В., Кондратьев Н.А., Лакаев К.К., Переверзев Я.Д., Сергеев Ф.К., слесари Жуков Н.К., Зильберман И.Б., Киреев Б.И., Кирякин И.Н., Козлов С.П., Королёв А.А., Котинский В.П., Лихоманов К.А., Луговой Н.Н., Льгот В.И., Ногинский Б.С., Петров П.И., Работяга В.В., Шумилин И.В., служащие Журавель Г.С., Зезин В.Я., Крупенко Н.Л., Слепенко Н.С., Чиж Л.А., токари Агапов А.Г., Андрющенков Ю.П., Афанасьев П.С., Борисов В.А., Борисов И.Д., Гейлер Н.И., Дзюба С.А., Елхимов И.И., Калин А.И., Кузовов И.И., Логвинов Г.И., Любарский И.Г., Овсянкин В.Е., Поверштейн А.М., Рачиков В.К., Рязанцев М.И., Соловьёв В.Г., Усков А.С., Федорющенко В.И., Шагирев Т., Яшин П.А., формовщик Ермаков М.Д., фрезеровщик Снежко А.К., чистильщик Попов А.З., шишельник Кульчицкий Е.С., электромонтёры Забнев И.В., Литвинов И.И., Миронов А.А., электросварщик Прохоров Е.А. и многие другие. Десятки тружеников предприятия за ратные подвиги в годы войны были награждены орденами и медалями. Кавалером ордена Александра Невского стал старший диспетчер Слюсаренко И.П. Кавалерами ордена Красной Звезды стали кочегар Макурин Ф.И., мастера Геращенко А.И., Пузиков П.И., модельщик Капков В.К., пескоструйщики Берман Я.С., Данилин А.Д., разнорабочие Дикий П.Т., Плосконос Л.С. (дважды), слесари Валиков В.Л., Жуков Н.К. (дважды), Рогулёв А.Ф., служащие Влодавский И.А., Волынский И.З., Крупенко Н.Л., Ляшко В.Г., токари Абрамов М.С., Борисов И. Д., Грабарник Я.И., Иванченко В.Н., Найдёнов В.Н., Худошин Д.П., шлифовальщик Сорочкин С.И., электромонтёр Лосев И.Ф. и другие.
(Из Энциклопедического словаря Марксовского района В.В. Лемдяева)