СЕГОДНЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Не жалею, не зову, не плачу…
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1922 г.

События по Теме

Один комментарий

  1. «Литературная газета», 03.10.2024, Тамара Пузанова (Тула): «Он пришёл дать нам вольную. 50 лет назад не стало Василия Шукшина». «Шукшин жил как бы не замечая самого себя. Умер в 45 лет, не зная, что у него болит сердце. Сердце у него привычно болело, как у всякого, кто живёт по совести. Совесть, если есть, всегда болит. Ему не было нужды искать у кого-то ответа: как жить? По нему самому, как по камертону, можно отличать фальшь от правды, глупость от мудрости, суетность от вечности. Прочитаешь любой его рассказ – и настроишь себя, как скрипку, – говорить только правду, не прощать хамства, никогда не унижаться ни перед кем. Герои его прозы – русские люди, которых что на Алтае, что под Тулой, что на Камчатке в каждом селе встретишь. Люди это странные, непутёвые. Жить им скучно и оттого тяжко, и так мелочно и постыдно обыденно, что убегают они от реала в придуманную жизнь, в фантазии о себе или в приносящее краткое просветление пьянство. Или на пустом месте накручивают себя до таких высот душевного страдания, отчаяния и смертной муки, что становится всё равно: что жить, что помереть. Один придумал себе героическое и трагическое военное прошлое: будто он не сумел выполнить задание командования – устранить… Гитлера. Как подопьёт, так рассказывает заезжим городским охотникам, как он, сволочь и предатель, провалил миссию спасителя человечества. Слушатели только рот разевали, с такими правдоподобными деталями, с таким душевным надрывом и слезами разыгрывал он свой главный в жизни спектакль. Рассказывал – и сам верил в придуманную историю, неподдельно страдал и каялся. Мне очень нравится его рассказ про микроскоп. Взрослый человек, семьянин, обыкновенный работяга лелеял тайную мечту посмотреть в микроскоп, чтобы увидеть невидимую простым глазом жизнь. А денег-то нет, каждый рубль у жены под контролем. Он весь изоврался, чтобы объяснить пропажу зарплаты и появление в доме вожделенного микроскопа… Обман раскрылся, за него он расплатился семейными скандалами и урезаниями денег на обед, но он видел ЭТО! И сыну показал, и жене. Открыл им иной мир. И мы куда-то вечно убегаем от суеты, от обыденности, от страшных прозрений о себе – одиноки!!! смертны!!! нелюбимы!!! В чём ищем спасения от подлости, от предательства, от грязи и неуюта жизни? А бежим кто куда – в детей, в иллюзии о собственной необходимости и уникальности, в философию, в мистику, в гонку «за лидером», в накопительство, в пьянство, в виртуал, в дальние страны… Только в себя – настоящих – боимся или не умеем шагнуть. Читайте Шукшина, он научит. Василий Макарович во всём был сам собой, он был настоящим. Таких прозаиков не много. Астафьев, Белов, Распутин, Шукшин… Это они – культурный камертон страны. Тех, кто их читает и понимает, они навсегда высвобождают из рабства общепринятого, за уши оттаскивают от увлечения поп-культурой, от пошлости «массового», общепризнанного, от безвкусного месива неприличной, пустой «телевизионной» мифологии о сегодняшнем и вчерашнем дне. Они помогают нам совершить рывок из маргинального мира, который и тогда, и сейчас – суть повседневной жизни обывателя.… Они пробуждают в нас шестое чувство Родины. Ещё мало изучено литературное творчество Шукшина. Литературная критика ещё не добралась до многих его глубин. Василий Макарович пришёл, чтобы дать нам вольную, чтобы вернуться к самим себе. Чтобы освободились мы от диктата внешних обстоятельств, от мелочности, от ханжества и злобы, от мстительности и подлости. От всего преходящего, что иногда берёт верх над нами и ведёт нас по краткому времени жизни. И заставляет жить не своей, а придуманной кем-то жизнью. Василий Макарович умер в свои 45, не заметив своей смерти – так интересна была ему жизнь. Как жаль, что нынче стали мало читать! Заставьте себя взять его рассказы, прочитать их – и вам станет легче нести невыносимое бремя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button