Год народного искусства по – емельяновски?
Как известно, 2022 объявлен Годом народного искусства. Об этом много раз говорил Сам президент нашей страны Владимир Путин. И просил, требовал всячески содействовать народному искусству, пропагандировать его. В том числе, поддерживая информационно, выпуская книги, журналы и т.д. И, думается, у большинства народов нашей великой страны сохранилось чувство великой любви именно к народному искусству, желание его беречь и приумножать.
Но что на самом деле происходит у нас в Марксе?
Начну, пожалуй, с Виталия Емельянова, куратора сферы культуры, и даже бывшего в одно время начальником управления культуры.
Во второй половине прошлого года у Виктора Крушлинского, одного из солистов знаменитого марксовского народного ансамбля русской песни «Земляки» родилась мысль: в честь 30- летия ансамбля выпустить книгу, посвященную этому событию. Как известно, ансамбль был создан в 1991 году, а прекратил своё существование десять лет спустя. Но эта десятилетка была годами огромного труда, творческого взлёта, признания и любви не только в Марксе, но и Саратове, многих районах области.
Но, куда — бы Виктор не общался, в том числе в «Воложку», поддержки не получил. И кто — то ему посоветовал обратиться ко мне. До этого с Виктором Крушлинским мы не были знакомы. Я ознакомился с представленным материалом и пришёл к выводу – книге быть! А материал – это сохранившийся фотоальбом, вырезки из газет и, как говорится, кое – что ещё, – это мысли Виктора, задумки, какой должна быть книга.
И работа началась. Статьи, заметки писали одни из самых известных в городе людей из сферы культуры, в том числе и сами музыканты. Но из прежнего состава «Земляков» осталось только трое: Виктор Крушлинский, Михаил Журавлёв, Андрей Хуторный. Балагура, великолепного организатора, первого руководителя ансамбля, музыканта Алексея Королёва, Леонида Красницкого, имевшего красивый бархатный баритон, к сожалению, в живых уже нет.
На помощь в создании книги пришли Иван Ледерер, Надежда Быстрова, Алексей Васильев, Надежда Жданкова, Татьяна Рыбасова…
Верстали книгу в Комьюсервисе». Там талантливые девушки, очень тактичные и аккуратные, что – то меняли, подсказывали, добавили ноты, рассказы о свирели и жалейке. Верстали дважды, оставив формат книги. Заверстали рассказы о флейте и свирели, чертежи жалейки, и они вошли в сборник после второй верстки, могут претендовать, на мой взгляд, даже на учебное пособие. Ведь жалейки музыканты мастерски делали сами, а теперь их чертежи, аппликатура появятся в этой книге. Это просто моё личное мнение.
Итак, книга, которая собиралась, писалась, версталась почти полгода, готова к работе. Конечно, сегодня ничто не решается без финансирования. И тогда Виктор Крушлинский, сказал, что он в очень хороших, почти приятельских отношениях с Виталием Емельяновым, решил обратиться к последнему за помощью. Чиновник принял, но, пролистав несколько страниц, пришел в необычное возбуждение. Как красная тряпка, образно говоря, на него подействовала фамилия редактора, то есть, моя.
Как рассказывал Виктор Крушлинский, Емельянов стал кричать, что уволил мою дочь. (Мою дочь под сокращение подвели Романов и Маркелов. С этим мы постепенно разберемся!) Как рассказывал Виктор, Емельянов кричал, что отменил мой творческий вечер, посвященный выходу моей книги стихов «Жизнь на бегу». Свой вечер отменил не он, а лично я, который был предупрежден, что кем-то готовится пакость во время проведения вечера. Никто на меня давления не оказывал. Просто, вернее всего, на то помещение, где я проводил бы вечер, нагрянул неожиданный рейд тех, кто призван бороться с нарушителями в период пандемии коронавируса, точно нашли нарушения а потом последовали гарантированные крупные штрафы. Но мне не назвали фамилию очередного пакостника. После рассказа В.Крушлинского есть четкое подозрение, кто мог оказаться этим очередным пакостником.)
Разговор между бывшими хорошими приятелями не состоялся. Вернее всего, уже больше никогда приятельский разговор не состоится. Когда рассказываешь про эту историю людям, они недоумевают, как изменился человек, а дальше следуют не литературные выражения. А ведь речь – то шла всего лишь о небольшой финансовой поддержке печатания книги. Можно было просто книги приобрести для музыкальных учреждений города и района. Никто ведь деньги из личного кармана Емельянова не просил.
Но есть в Марксе добрые, интересные люди, предприниматели, которые ценят литературу, музыку, любое творчество. И помогают талантливым людям хоть прошлого, хоть настоящего. Они знают, что мы вошли в Год народного искусства. Одного звонка было достаточно, чтобы решить, я бы не сказал, проблему, решить задачу. Деньги нашлись, тираж оплачен в полном объеме.
Книга полным ходом готовится к выходу.
Но все же я позвонил Светлане Байрак. В коротком разговоре она не удивилась такому поведению Емельянова. Они ТАМ все так себя ведут? Но задала наивный вопрос: «А что я ему должна сказать? Что должна сделать?»
— Света! Ты замглавы района, руководитель аппарата! Емельянов – твой прямой подчиненный! Дальше подсказывать, что ты должна делать?
В пятницу вечером на НТВ шла великолепная передача « Народа таланты». Вел ее уникальный артист Алексей Воробьев. Выступали талантливейшие коллективы – старики из Адыгеи, старшему из которых 86 лет, пели так, что казалось весь зал попал на сказочный Кавказ. Еще был ансамбль из десяти мальчишек с Кавказа, им где – то 6-10 лет, а виртуозная и уникальная певица из Якутии просто ошеломила жюри своим пением и подражанием зверям и птицам, что казалось, что ты находишься там, в Восточной Сибири и ты слышишь живого дикого зверя. Одновременно и восхитительно, и …страшно. И эта передача была посвящена Году народного искусства. Это её первый выпуск, дальше последуют другие.
Таким уникальным коллективом в свое время были «Земляки», в основе которого были (так хочется сказать есть!) игра на русских инструментах и исполнение русских песен.
Русская народная песня, русская культура способна притягивать, объединять, дарить наслаждение и веру в будущее. Об этом и говорится в книге «В Марксе пели «Земляки». Там твердый призыв сохранить русскую культуру, русскую народную песню, расширять, совершенствовать народное творчество. Ведь артисты нашей легендарной народной группы «Земляки» при своем творчестве испытывали настоящую русскую гордость, выходя на сцену два – три раза в неделю, виртуозно играли на различных инструментах, и пели не под фонограмму. За это их и ценили.
А сейчас в Год народного творчества вместо того, чтобы взять, как говорится, на вооружение крупицы собранного из недалекого прошлого, стараются унизить, что ли? По крайней мере, таким мне казался после беседы с Емельяновым Виктор Крушлинский, который много времени отдал сбору материалов, уговаривал людей включится с ним в работу. Никто не отказал – кроме Емельянова.
И вообще, В.Емельянов знает, что такое русская национальная гордость, о чём говорил опять же Владимир Путин на праздничном концерте, посвящено 8-й годовщине возвращения Крыма в родную гавань? И есть ли она у него?
Салимжан ГАЙСИН