БЛОГЕР И.А. «ВЗГЛЯД — ИНФО» НАТАЛЬЯ КАРАМАН

Опять все взваливают на жителей

Очередным скандалом становится установление границ прилегающих территорий для многоквартирных (не более 10 метров), частных домов и домов блокированной застройки (не более 5 метров) для жителей Саратовской области. Сегодня повсеместно принимаются муниципалитетами нормативные акты согласно принятым депутатами облдумы поправкам к закону Саратовской области от 31.10.2018 № 102-ЗСО (ред. от 02.10.2023) «Об утверждении порядка определения границ территорий, прилегающих к зданию, строению, сооружению, земельному участку».  Тем самым администрации желают понудить жителей региона и управляющие компании к ответственности за чистоту территорий, не принадлежащих на каком — либо праве. А законным ли будет такое обременение для собственников жилья?

Ведь, к примеру, правилами благоустройства города Саратова предусмотрено участие граждан, подчеркиваю участие, и организаций в благоустройстве прилегающих территорий, в их содержании, в том числе и финансово. Если толковать буквально, то нормативный акт предусматривает всего лишь участие субъекта в благоустройстве установленной прилегающей территории. А что такое участие? Что под этим понятием подразумевает законодатель? Разве участие может означать полную подмену функций муниципалитета в сфере благоустройства и содержания прилегающей территории? Что под этой функцией участия хотят вменить гражданам и юридическим лицам?

Согласно определению прилегающая территория это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, речь в законе идет об обязанности содержать прилегающую территорию, которая является общей территорией пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку. А что сегодня собственникам жилья хотят вменить администрации? Вот, например частный дом, прилегающая к нему территория — 5 метров. А если идет общий тротуар вдоль улицы по этой территории, то собственник дома кроме как траву косить, снег возить, еще и тротуар должен ремонтировать? Считаю, что по благоустройству и содержанию мест общего пользования на прилегающих территориях должны быть законодательно определены конкретные объемы участия граждан и юридических лиц, которые в правилах благоустройства отсутствуют.

Неопределенность в содержании и пределах компетенции муниципального нормотворчества (какие именно дополнительные требования и сопряженные с ними финансовые обременения могут быть установлены для собственников недвижимости) порождает судебные споры, число которых будет только увеличиваться несмотря на все попытки судов выработать универсальные подходы к регулированию благоустройства.

Определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ является прерогативой органов местного самоуправления, но цель закона не снять с органа местного самоуправления его непосредственную функцию в реализации благоустройства и содержания территорий, а вовлечь в случае необходимости, участие граждан и юридических лиц и только тогда, когда есть непосредственная необходимость благоустройства и содержания мест общего пользования. А, так, получается, что безосновательно понуждают всех без исключения благоустраивать и содержать установленные прилегающие территории.

Согласно правил благоустройства только уборка прилегающей территории должна осуществляться ежедневно с поддержанием чистоты в течение дня. Поддержание чистоты предполагает уборку мусора незамедлительно с момента обнаружения. К слову сказать, сами муниципалитеты не выполняют в должной мере эти требования.

Более того, весенне-летняя уборка прилегающей территории предусматривает:
— подметание от пыли, уборку мусора, в том числе растительного;
— полив территории для уменьшения пылеобразования и увлажнения воздуха;
— полив зеленых насаждений, газонов;
— покос и уборку сорной травы, выкашивание газонов;
— посадку газонной травы (при наличии грунта).

Осенне-зимняя предусматривает уборку мусора, снега и льда, посыпку территории песком и (или) противогололедными материалами при гололеде. Где население возьмет такие средства на реализацию предъявляемых требований?

В противном случае будет повсеместное нарушение законных прав и интересов граждан и юридических лиц от появления в сфере благоустройства непродуманных, необоснованных, зачастую неоптимальных решений, влекущих ограничения, финансовые издержки, массовое неисполнение установленных требований, судебные споры и т.д.

Я не буду заострять внимание на правовых последствиях законности формирования и использования бюджетов на статьи благоустройства и содержания территорий без учета прилегающих территорий, если участие по благоустройству и содержанию будет возложено на граждан и юридических лиц в полном объеме. Пусть этим занимаются прокуратуры. Получается, что муниципалитеты функционал сбросили, а бюджет хотя оставить себе в полном объеме с учетом всех территорий.

Данную публикацию прошу считать официальным обращением в прокуратуру Саратовской области с целью проведения проверки законности и обоснованности вменяемой обязанности гражданам и юридическим лицам в части благоустройства и содержания установленной прилегающей территории к объектам недвижимости.

Информировать о результатах рассмотрения настоящего обращения в установленные законом сроки.

Наталья Караман

События по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button